МОУ "СОШ №13"
Железногорск, Курская область
  • Родительское собрание "Билет в будущее"

    Добрый день, уважаемые родители!

    Вот уже второй год в рамках внеурочной деятельности проводятся занятия по профориентации с 6 по 11 классы. Занятия проходят раз в неделю по четвергам. Данные занятия помогут сформировать у ребят верное представление об отраслях и профессиях, ведь здесь существует множество мифов. Иногда мы искренне в них убеждены и передаём эти убеждения нашим детям, а это может помешать выбрать действительно правильный вектор профессионального развития. Предлагаю посмотреть видеоролик на эту тему. Внимание на экран.

    Видеоролик «Мифы и реальность рынка труда»

    Профориентационные занятия будут проходить в рамках Единой модели профориентации (ЕМП). Эта программа реализуется в школах второй год и уже успела показать отличные результаты. Все обучающиеся, начиная с 6-го класса, знакомятся с отраслями и профессиями, проходят профориентационные диагностики и получают различные инструменты, которые позволят им сделать осознанный выбор будущей профессии.

    Мир стремительно развивается. Появляются задачи, которые требуют новых решений. Появляются новые профессии, и рынок труда постоянно развивается. Поэтому нам важно вкладывать в подрастающее поколение не только профессиональные ценности, проверенные временем, но и актуальные знания. И это задача профориентации. Зная всю палитру профессий и особенности каждого направления, можно найти именно то, в котором человек станет востребован и реализован. В этом учебном году обучающиеся начнут путь, цель которого — выбрать наилучшую для них профессию. Но на этом пути нужны проводники. Сейчас я предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик о своевременной профориентации.  

    Видеоролик для родителей

    Полная картина профориентации сложится только при нашей совместной работе — педагога в школе и вашей дома. Потому что мы все заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок нашёл интересную для него работу. Конечно, резонно будет сказать, что в интернете много тестов на профориентацию. Зачем проводить дополнительные занятия каждую неделю и нагружать детей? Но эти тесты — лишь один из инструментов. Наша же задача — показать все возможности. Это поможет ученику к 9-му или 11-му классу подготовиться к профессиональному самоопределению.

    Если просто выбирать профессию и не учитывать (а может, и просто не знать) свои интересы, цели, умения и личные качества, то можно выбрать профессию, которая просто тебе знакома. Однако зачастую это неосознанный выбор — даже, скорее, вынужденный, поскольку пришло время выбирать. Готовность к профессиональному самоопределению — это понимание сильных и слабых сторон, своих интересов, желаний, возможностей и ограничений. На профориентационных занятиях мы не даём точных ответов, кем ребёнку лучше стать. Мы направляем его в форме открытого диалога и предлагаем индивидуальный подход. Точно так же можете действовать и вы, дорогие родители. Разговаривайте с детьми, узнавайте, какие мысли их посещают в ходе нашей профориентационной работы и делитесь своими мыслями и опытом. Не давите и не настаивайте, будьте в диалоге.

     

    Как построить диалог с ребёнком о профориентации?

    В этом возрасте дети интересуются модными и яркими профессиями. Они формируют свою картину профессионального взрослого мира, сопоставляют с профессиями хорошо знакомые им школьные предметы. И, конечно, пробуют новые увлечения и ищут свои хобби.

    • Для начала этого разговора важно понять, волнуют ли ребёнка вопросы выбора будущей профессиональной жизни, и если да, то какие именно.

    • Если ребёнка пока что не интересуют эти вопросы, то можно при случае спросить его о том, хотел ли бы он заниматься чем-то подобным тому, что делает понравившийся ему герой просмотренного вместе фильма или какой-либо интересный знакомый. Также можно время от времени спрашивать, хотел ли бы он на постоянной основе решать жизненные задачи, с которыми он уже столкнулся в жизни, книге, фильме.

    • Вместе с ребёнком можно смотреть фильмы и обсуждать их вместе. Даже его любимая компьютерная игра может стать поводом для разговора о профориентации. Например, можно обсудить, кто из героев (фильма, игры, книги) нравится ребёнку больше всего и почему. Можно порассуждать на следующие темы: «Что герой делал правильно, а что нет?»; «Как бы ты поступил(а) на его месте?», «Что ты узнал(а) нового?»; «Вот герой работает в офисе. А ты бы хотел(а) работать в офисе постоянно?»; «Каким ты видишь своё место работы?». Таким образом, родители могут предложить своему ребёнку смоделировать образ будущего и вместе пофантазировать: «Кем ты видишь себя через 10 лет?».

    • Важно серьёзно относиться ко всем мыслям и суждениям, которые высказывает ребёнок, не высмеивать их, даже если они кажутся взрослому необоснованными, поверхностными, далёкими от реальности.

    • В этом возрасте особенно важно увлечь ребёнка миром профессий и его разнообразием, чтобы создать у него общую картину того, чем и как можно заниматься в современном мире. Можно привлечь к рассказам о профессиях родственников и друзей, людей из близкого круга.

    • Родитель может помочь ребёнку в выборе увлечения, хобби, дополнительного образования. При этом важно ориентироваться на интересы и склонности ребёнка. Чтобы выявить их, подойдут следующие действия:

     

    А теперь более подробно рассмотрим, как будет проходить наша с ребятами профориентационная работа.

    Презентация планов на учебный год:

    • Структура курса и основные направления профориентационной работы

    Еженедельно в школах всей страны проходят занятия в рамках курса «Россия — мои горизонты». Этот курс введён для всех, кто учится в 6–11 классах. В этом году ребят ждут новые, усовершенствованные 34 занятия, то есть проходить они будут раз в неделю. Также стоит отметить, что курс представляет из себя не хаотичный набор различных тем, а логичную последовательность из занятий разных форматов. 20 занятий посвящены изучению различных отраслей экономики. 8 практико-ориентированных занятий помогут лучше познакомиться с работой конкретных специалистов различных отраслей. Также для ребят подготовлены занятия на развитие важных компетенций, самопознание и определение личных целей и путей их достижения. 

    • Возрастное деление и задачи для каждой возрастной группы

    При этом каждое занятие адаптировано под разные возрастные группы. 

    6-7 класс — это только начало профориентационного пути. В этом случае основной акцент делается на интересах и склонностях, слабых и сильных сторонах. Наша цель — не перегрузить ребёнка сложной информацией, а заинтересовать и дать общее представление о самых разных сферах.

    Для 8-9 класса уже открываются новые возможности: в этом возрасте дети проявляют более прицельный интерес к профессиям, интересуются организациями профессионального образования, задумываются, куда пойти после 9-го класса, какие предметы выбирать для сдачи ОГЭ. На этом этапе важно помочь ребёнку с выбором подготовительных курсов и профиля обучения, а также с выбором уровня образования. Также важно начать изучение рынка труда и принципов выбора профессии.

    В 10-11 классе школьники выбирают профессиональное направление и учебное заведение. Их волнует поступление в вуз или колледж и все связанные с этим вопросы. Каждый из них понимает, какой важный выбор им предстоит сделать. На этом этапе стоит поддержать выпускника, снизить уровень тревожности и рассмотреть вместе с ним несколько альтернативных сценариев образовательных и профессиональных треков.

    • Разнообразные форматы занятий, мероприятий и изучения материалов

    Наши занятия будут включать в себя различные видеоролики: интервью со специалистами, репортажи с предприятий и видеоэкскурсии, интерактивное взаимодействие с героями роликов. Также наша работа предполагает большое количество интересных игр, активностей, групповой работы и, конечно, обсуждений. В начале года ребята уже поставили себе цели, и мы будем планомерно идти к их достижению.

    Одна из наших приоритетных задач — научиться смотреть на отрасли и профессии в них с разных сторон, видеть не только плюсы, но и минусы. Осознавать, какие знания и личные качества особенно важны, чтобы реализоваться в том или ином направлении. И делать выводы применительно к себе. Что именно в том или ином направлении мне подходит или не подходит? Где я вижу больше плюсов?

    • Инструменты для родителей 

    На сайте «Билет в будущее» есть раздел для родителей. На bvbinfo.ru/for-parents вы найдёте:

    1.  Статьи для родителей, написанные профориентологами.

    Они раскрывают основные вопросы профориентации подростков. Например: как выбрать между колледжем и вузом? Как помочь подростку при выборе профессии? Какие профессии и навыки будут востребованы в ближайшем будущем?

    1. Профориентационные «семейные тесты» для родителя и ребёнка.

    Они нацеливают на поиск совместных решений. «Семейный тест» предполагает участие родителя и подростка: подросток отвечает на вопросы о себе, а родитель - о своём ребёнке.

    1. Курс «Родитель в теме».

    Поможет построить дорожную карту поддержки в выборе профессии и образования и снизит тревожность за будущее ребёнка.

    Это восемь часов теории и четыре часа практики, за которые вы получите знания и инструменты, необходимые для поддержки профессионального самоопределения ребёнка в современном мире.

    1. Родительские сценарии

    Вы получите:

    • информацию о том, как часто вы действуете по тому или иному сценарию, сильные стороны такого посыла в ситуации выбора профессии и риски;

    • рекомендации - чем вы могли бы дополнить ваши действия, чтобы помочь ребёнку принять взвешенное решение о выборе профессии;

    • оценку плюсов вашего сценария и их применение;

    • информацию о том, как избегать ошибок во взаимодействии с детьми в ситуации выбора профессии.

    Дополнительно можно осветить следующие темы: 

    • Профпробы, профобучение, предпрофессиональные и профильные классы

    В рамках реализации профпробы участники последовательно знакомятся с профессиональными компетенциями и выполняют практическое задание под руководством наставника, получая от него обратную связь по итогам работы. Рассказать, какие профпробы запланированы у класса в этом году (8–11 классы).

    • Диагностики

    Все обучающиеся в рамках курса смогут пройти диагностики, которые позволят им увидеть свои сильные стороны и цели, которые они могут себе поставить. Диагностики покажут не только индивидуальные параметры: какие интересы выявлены наиболее ярко, какие направления образования и профессиональной деятельности могут оказаться подходящими, но и  помогут обучающимся сравнить свои показатели с показателями ровесников по всей стране — и увидеть свои особенности.

    • Связь с уроками труда

    С этого года школьные уроки труда также будут связаны с профориентацией и позволят ребятам прикоснуться к профессиональным задачам в самых разных направлениях.

    А сейчас, дорогие родители, я предлагаю продолжить разговор о том, как и чем могут быть полезны современные родители в вопросах профориентации.

    Блок 3: Полезные материалы

    Ответы на популярные вопросы:

    Как поддержать ребёнка, если вам не нравится выбранная им профессия?

    • Если родитель в корне не согласен с подростком, он может высказать свое мнение, привести аргументы, попросить подростка обосновать его мнение, но доверие возможно лишь в случае, если подросток может свободно высказать то, что думает, и почувствовать, что родители слышат его даже тогда, когда не согласны с ним.

    • Важно выяснить отношение подростка к этой ситуации: что он считает для себя важным, как он понимает ваши аргументы в пользу той или иной специальности или против неё.

    • Если вы настаиваете на выборе конкретной специальности, стоит выяснить, нет ли у ребёнка ощущения безысходности, представляет ли он себе какие-то альтернативы и если да, то в какой временной перспективе. Важно помочь ему определить, на что он может повлиять в данной ситуации, а на что пока не может; что именно он способен сделать уже сейчас, чтобы в будущем иметь больше возможностей определять своё будущее.

    • Родителю важно понять, связаны ли его установки с серьёзными социально-экономическими ограничениями семьи, которые подросток должен осознавать, чтобы не «строить воздушные замки». В частности, должен ли подросток обязательно получить профессию в том регионе, где он живёт, есть ли у него какие-либо материальные обязательства перед родителями в будущем? Эти вопросы позволяют очертить сферу ограничений, возможностей и ответственности подростка вместе с ним.

    • И родителю, и самому ребёнку важно хорошо понимать интересы и сильные стороны ребёнка, важные при совершении профессионального выбора. Родители могут поделиться с подростком своим мнением о нём. При этом важно дать подростку возможность откликнуться на эту обратную связь, сформировать собственное отношение к подобным суждениям родителей. Если оценки не совпадают, необходимо ненавязчиво выявить причину разных взглядов на сильные стороны подростка (что важно для коррекции его завышенной или заниженной самооценки), а также соотнести выделенные сильные и слабые стороны или интересы подростка с успехами в школьном обучении и результатами профориентационного тестирования. Наличие подобных соответствий или противоречий позволит подростку более осознанно относиться к профессиональному выбору.

    • Важно принять, что каждый человек уникален и выбирать профессию важно, ориентируясь в первую очередь на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок постоянно меняется, но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, он будет востребован как специалист и всегда найдёт свое дело.

    Как рассказывать ребёнку о своём профессиональном пути? 

    • Важно говорить (а ещё лучше — показывать на собственном примере), что профессиональный труд может и должен приносить удовлетворение и радость, причем не только себе, но всему обществу, и важно понимать, ради чего стоит трудиться.

    • Родитель может рассказывать о своей работе в реалистичном ключе: упоминать о том, что ему нравится в профессии, что не нравится, делиться смешными историями, историями успешного выполнения профессиональных задач на доступном ребёнку языке.

    • Можно поделиться имеющимся в семье опытом профессионального самоопределения (в одном поколении или даже в нескольких). Его восстановление может дать подростку важнейшую точку отсчёта или набор альтернатив. Например, родитель может проанализировать основания своего собственного профессионального выбора и передать ребёнку свою оценку: какими основаниями выбора стоит руководствоваться (а какими — нет), каких ошибок необходимо избегать, в чём различие и многообразие опыта разных членов семьи, какие изменения претерпел мир профессий в современности.

    • Ценно, если родители поделятся собственным опытом: какие возможности и благодаря чему открывались им уже после выбора профессии, с какими рисками они сталкивались, какие решения принимали, как формировалась их профессиональная позиция, был ли у них опыт профессиональной переподготовки и чем он был вызван. Важно провести различие между карьерным ростом, определяющим социальную успешность, и интересом к профессии, к совершенствованию профессионального мастерства.

    Что делать, если ребёнок даже слышать не хочет о профориентации?

    За такой ситуацией может скрываться несколько проблем подростка, которые важно выявить. Это может быть страх неопределённости или неловкость от того, что школьник не может ясно выразить своё мнение по поводу выбора профессии, или фатализм — вера в то, что выбор ничего не решает, или безразличие, т. к. все профессии воспринимаются как одинаково безликие и неинтересные. Родитель, со своей стороны, может предложить только свою заинтересованность и диалог. Такой подход можно назвать «системой заботливых вопросов». В них ясно видны доброжелательность родителя, понимание, что решение должно быть за подростком, отсутствие давления. В этом случае лучше всего обратиться к специалистам (психологам-профконсультантам), а также посмотреть рекомендации для родителей на портале «Билет в Будущее».

    На самом деле подростки не могут не думать о своём будущем, однако они боятся неизвестного и неопределенного будущего, поэтому стараются не концентрировать своё внимание на негативных мыслях. В контексте школьного обучения они привыкают, что им транслируют чужое знание, которое они должны усвоить. Ситуация профориентации предполагает обратную позицию: подросток должен самостоятельно (или с некоторой помощью) разобраться в неизвестном, сделать выбор жизненного пути и взять на себя за это ответственность. Поэтому если кажется, что ребёнка не волнует будущее, то, скорее всего, в этом случае нужно рассказать, что профессиональная самореализация в идеале приносит множество выгод и ему, и окружающим, а затем предложить вместе разобраться в карьерных перспективах.

    Для чего нужна профориентация, если ребёнок уже сделал свой профессиональный выбор (выбрал ту или иную профессию)?

    Стоит помнить, что профориентация не сводится к выбору конкретной сферы деятельности или профессии. Это полноценная система знаний о современном рынке труда, который постоянно меняется, целый спектр полезных навыков и компетенций, которые пригодятся любому специалисту. К тому же последние десятилетия на рынке труда заметна тенденция к пересечению профессиональных направлений, когда человек со всеми его разносторонними талантами становится успешен и получает востребованность как мастер своего дела именно потому, что у него есть знания и навыки из разных областей.

    Зачем ребёнку в школе тратить лишнее время на профориентацию?

    Многие обучающиеся привыкают получать знания и впитывать готовую информацию. Это значит, что навык активного поиска и принятия самостоятельного решения у них может быть не сформирован должным образом. А в период выбора профессии, вуза, колледжа, направления подготовки и т. д. необходим навык самостоятельного и осознанного выбора. Все мероприятия системы профессиональной ориентации направлены на формирование такого навыка. Важно подготовить подростка к профессиональному самоопределению — научить его подходить к выбору профессионального будущего осознанно, узнавая о профессиях, выстраивая свою индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию с учётом собственных интересов, возможностей и способностей. Это позволит и детям, и родителям в будущем сберечь много сил, времени, а иногда и денег.

    Разве ребёнок способен самостоятельно определиться с профессией в школьном возрасте?

    Этот стереотип выливается в чрезмерное давление в процессе выбора или же выбор за подростка (к такой ситуации зачастую относится и «династийная» профориентация). Например, родитель говорит, что ребёнок еще мал для самостоятельного выбора, а сам родитель точно знает, какая специальность подходит подростку (либо что в семье выросло уже несколько поколений представителей определённой профессии, поэтому подростку обязательно нужно продолжить «династию»). 

    На самом деле профориентация учитывает все этапы развития ребёнка и на каждой стадии позволяет получить доступную, интересную и понятную ему информацию о мире профессий. Родителям стоит помнить, что профессиональное самоопределение будет более качественным, если подростком будет принято самостоятельное и осознанное решение. Оно чаще приводит к успеху в профессиональной самореализации. Таким образом, своё решение для человека будет всегда ценнее, чем то, что выбрали за него другие. Во-вторых, любая безальтернативность лишает человека мотивации и активности. Даже в «династийной» профориентации важно, чтобы подросток самостоятельно выбрал идею поддержки династии среди других возможных вариантов.

    Как понять, что выбранная ребёнком профессия перспективна и не исчезнет к завершению образования?

    С очень высокой вероятностью любая профессия трансформируется. Специалисты, как правило, продолжают обучение в профессии, доучиваются и переучиваются, совершенствуются. Будьте готовы тоже развиваться, если выбранная профессия вас действительно интересует. Просчитать все возможные варианты развития событий нельзя. Мир профессий, рынок труда, рынок образовательных услуг, экономическая и политическая ситуация в стране и мире, семейные и личные обстоятельства вносят постоянные корректировки в планы по самореализации подростка. Тем не менее, планируя и предпринимая активные действия в каком-либо направлении, человек может уменьшить неопределённость и неизвестность вокруг себя, а значит, в результате преуспеть.

    Как быть, если я считаю профессию, выбранную ребёнком, неприбыльной?

    Сегодня многие родители подталкивают ребёнка к получению экономических или IT-специальностей, потому что беспокоятся о будущем подростка и считают, что такие специалисты будут востребованы всегда. Но важно понять, что «беспроигрышных», «идеальных» профессий не бывает. Каждый человек уникален, и выбирать профессию важно, ориентируясь в первую очередь на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок труда изменится, это происходит постоянно, но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, то он всегда останется востребован как специалист и всегда найдёт свое дело.

    В этом вопросе также стоит проработать с ребёнком установку о важности достижения высокого заработка любой ценой, задавая следующие вопросы: «Какие трудности испытывает человек, который много зарабатывает, но занимается нелюбимым делом?», «Какие трудности ждут человека, который занимается любимым делом, но зарабатывает мало?» На эти вопросы нет однозначных ответов, но само их обсуждение позволяет и детям, и родителям лучше понять свои критерии выбора той или иной профессии, а ещё помогают выявить совпадения с ценностями других членов семьи или отличия от них.

    Что делать, если ребёнок не поступит в выбранный колледж или вуз?

    Часто родители настаивают, что подростку необходимо поступить в вуз, а в случае непоступления жизнь молодого человека будет разрушена. К сожалению, данная установка приносит только негативный настрой, повышает уровень стресса и отрицательно сказывается на профориентации. К одной и той же профессии можно прийти разными путями, и если не получилось поступить в вуз, то стоит попробовать колледж. Можно взять паузу и попробовать поработать в выбранной области, устроиться на стажировку в компанию, чтобы лучше разобраться в профессии.

    Ничего страшного не случится, если подросток пропустит год обучения. Даже наоборот, он сможет лучше определиться со своими желаниями и приоритетами в жизни. 

    А что делать, если ребёнок ошибётся в выборе профессии?

    Как подростки, так и родители волнуются о том, как сложится будущее молодого человека. Да, выбор профессии в подростковом возрасте очень важен, но не стоит стращать подростка идеей, что обратной дороги не будет. Излишний стресс не поможет сделать более правильный выбор. Шансов изменить направление движения будет ещё много. Сегодня нормальной может считаться ситуация, когда в течение жизни человек меняет профессиональную сферу несколько раз.

    Уважаемые родители, спасибо вам за уделённое время. Впереди непростой и очень ответственный путь. Но результат того стоит. Именно мы можем помочь ребятам найти любимое дело жизни, сформировать предпочтения, самореализоваться. Да и сделать жизнь яркой и насыщенной! Ведь профориентация — это не только выбор не только конкретной специальности, но и своего пути, окружения, развития и образа жизни. Мы все можем заложить фундамент, на который ребёнок будет опираться.

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике